Новости
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ: 2026-05-10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Май 2026 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Зачем Сбербанку DocDoc ?
DocDoc – по сути, пока самый «небанковский» сервис, купленный банком. Хороший пример, чтобы разобраться, почему это происходит, кому и зачем это нужно и по каким принципам развивать свою экосистему.Тенденция перехода банков к предложению небанковских сервисов началась не вчера. Только за прошлый год Сбербанк запустил проект облачных касс «Эвотор», Тинькофф открыл свой магазин телефонов, и оба банка представили сервисы для инвестиций и заявили о запуске собственного мобильного оператора. Свои программы по расширению экосистемы ведут Бинбанк и банк «Восточный», а для подключения партнеров банки создали свои платформы с открытыми программными интерфейсами (API). При этом если раньше больше говорилось о маркетплейсах для розницы, то теперь «экосистемность» активно перекинулась на малый и средний бизнес. Много всего происходит в этом направлении, рынок гудит, как улей.
С другой стороны, стоит признать, что не все банки пока понимают даже, что такое экосистема. На этот вопрос хорошо ответил на пресс-конференции по случаю сделки с DocDoc первый зампред Сбербанка Лев Хасис: «Если вы спросите «Википедию», Google или «Яндекс», что такое экосистема в бизнесе, то увидите определение, что это система взаимодействия компаний — провайдеров услуг, регуляторов и потребителей, которая включает в себя как конкуренцию, так и сотрудничество, для того чтобы предоставить пользователю тот или другой сервис. Поэтому мы ровно этого определения придерживаемся».
Кроме того, он добавил, что в случае со Сбербанком речь идет даже не об одной экосистеме, а о целом их наборе, пояснив: «Вы, например, знаете о нашем проекте «Эвотор». Некоторые считают, что это просто проект облачных касс. Но реально это некая экосистема вокруг малого бизнеса и его потребностей, потому что там есть некий магазин приложений, в который неограниченное количество компаний может разрабатывать свои приложения для задач малого бизнеса и, таким образом, решать его задачи. То же самое, например, в недвижимости».
То есть можно сказать, что экосистема — это набор сервисов, формирующихся разными компаниями, для оптимального удовлетворения нужд клиента в какой-либо области — будь то малый бизнес, недвижимость, медицина или что-то иное. Суть в том, что через одну из компаний экосистемы клиент может получить доступ ко всем остальным входящим в нее связанным сервисам, причем с эксклюзивными, существующими только в этой экосистеме условиями.
Кто создает экосистемы?
Конечно, по пути развития экосистемы идет не только Сбербанк. Подобный подход в работе с предпринимателями уже применяют Альфа-Банк, банк «Точка» и другие финансовые организации, стремящиеся быть для клиента «больше, чем банком». В предлагаемый ими набор сервисов входит облачная бухгалтерия, уже упомянутые облачные кассы, сервисы управления финансами и т.д. Также есть целый набор скидок от партнеров – от программного обеспечения до клининга.
Широкую экосистему создает и Тинькофф Банк, который ранее называл себя супермаркетом, затем маркетплейсом, и вот теперь стал растущей группой взаимосвязанных компаний, куда входит, помимо страхового бизнеса, недавно анонсированный (после Сбербанка, опять же) телеком-оператор. Более того, Тинькофф хорошо показывает, что в экосистему одного банка может входить и другой банк — давно и успешно продавая ипотеку.
Причины такого повышенного интереса банков к расширению экосистемы за счет небанковских сервисов вполне понятны. Во-первых, обостряется конкуренция на рынке традиционно банковских услуг. Все меньше остается не охваченного ими населения, все жестче регулирование, все больше конкуренция с другими небанковскими игроками — МФО, ритейлом, телекомом. Во-вторых, укрупняются сами банки, образуя универсальные группы компаний. У них появляется больше возможностей с точки зрения финансирования, клиентской базы, синергии и т.д. В-третьих, это повышает лояльность клиентов – они понимают, что, оставаясь с банком, получают целый пакет уникальных предложений и не тратить время на поиск чего-то еще. И, наконец, в-четвертых, это приносит банкам ощутимый комиссионный доход — это видно по отчетности тех игроков, которые уже используют такой подход. Например, у Тинькофф за год он увеличился на 76%, а доход «Точки» от небанковских сервисов в 2016 год вырос в 20 раз.
Основная причина, по которой это возможно — сложившиеся отношения между банком и клиентом, которые банк может дополнительно монетизировать, становясь для клиента тем, что на Западе называют one stop provider, а у нас переводят как «единое окно». Конечно, на победу в борьбе за внимание клиента претендуют игроки и из других отраслей — прежде всего, телекома и ритейла. Но у банков есть небольшое преимущество — доверие клиента, который отдает им в распоряжение свои деньги. Возможно, рано или поздно игроки разных отраслей придут в некое равновесное состояние, найдя точки взаимного пересечения интересов. Пока же понятно, что от такого объединения в экосистемы точно выигрывают все их участники, и, что самое главное — клиенты.
Игорь Костылев
Forbes Contributor
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
180.000.000 Руб
Москва 3080Сегодня 27.12.2024
Продажа Акций
1.324.209.000 Руб
Москва 1971Оборудование, машины
Блоги
Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым установлен ряд базовых положений об использовании цифровых финансовых активов (ЦФА) для исполнения внешнеторгов
Закон устанавливает, что в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), информацию...