Новости
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ: 2023-02-27 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Март 2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
«Совкомфлот» - приватизация или потихоньку распродаемся?
Уже в марте 2017 года может быть приватизирован пакет акций крупнейшей судоходной компании России - "Совкомфлота". Компания "Совкомфлот", на 100 процентов принадлежащая российскому государству, была названа в январе министром экономического развития России Максимом Орешкиным "первой целью приватизации в 2017 году". Продажа актива может состояться уже в марте или апреле, уточнил замминистра финансов Алексей Моисеев. Таким образом, в компании, история которой уходит в далекие 1970-е годы, может впервые появиться частный инвестор."Совкомфлот" был создан более 40 лет назад "как внешнеторговая организация для приобретения судов с привлечением кредитов иностранных банков и для оказания экспортных услуг в области морской транспортировки грузов по всему миру", говорится на официальном сайте компании. Решение об образовании предприятия было принято Совмином СССР в 1973 году.
В 1988 году "Совкомфлот" приобрел уникальный для того времени статус акционерного коммерческого предприятия с правом работать на зарубежных рынках. Учредителями выступили министерство морского флота СССР и советские судоходные предприятия. После распада Советского Союза "Совкомфлот" в 1993 году был преобразован в акционерную компанию. В начале 2000-х она начала активную переориентацию на морскую транспортировку энергоресурсов.
Флот компании в 70-е годы сначала насчитывал два сухогруза. Сегодня это 145 судов, в том числе нефтяных танкеров, газовозов для транспортировки сжиженного природного газа, ледоколов и кораблей морской геофизической разведки. Как сообщил старший аналитик инвесткомпании "Альпари" Роман Ткачук, "по объему танкерных перевозок "Совкомфлот" занимает пятое место в мире". Помимо этого, компания занимается работой на шельфе, в частности, обслуживает нефтегазовые платформы в Арктике.
Говоря о финансовых показателях компании, эксперт заметил, что "в 2015 году чистая прибыль "Совкомфлота" выросла более чем в четыре раза (по сравнению с годом ранее), достигнув отметки в 355 млн долларов. Соответственно, выросли и дивиденды".
Соотношение чистого долга к EBITDA (прибыли до вычета расходов на выплату процентов, налогов и амортизацию. - Ред.) оценивается как приемлемое и составляет 3,5. Данные за 9 месяцев 2016 года менее позитивны: чистая прибыль за этот период в сравнении с аналогичным периодом минувшего года сократилась на 26,8% - до 218,1 млн долларов.
Возглавляют "Совкомфлот" председатель совета директоров Илья Клебанов и гендиректор Сергей Франк. Оба в прошлом занимали высокие должности в правительстве РФ. Клебанов начинал карьеру госслужащего в 90-е годы в Санкт-Петербурге. В 1998 году он стал первым замом губернатора города, а в следующем году переехал в Москву и занял в правительстве Сергея Степашина должность вице-премьера, курировавшего ВПК. Этот пост Клебанов сохранил в правительствах и Владимира Путина, и Михаила Касьянова.
А в 2001 году также получил пост министра промышленности, науки и технологий. На этой должности Илью Клебанова в 2003 году сменил Андрей Фурсенко, а сам Клебанов вернулся в Петербург, став полномочным представителем президента в Северо-Западном федеральном округе. От госдолжностей его освободил в 2011 году тогдашний президент Дмитрий Медведев. В качестве причины был назван переход на новую работу, которой и стал "Совкомфлот" (штаб-квартира компании находится в городе на Неве).
Сергей Франк пришел в "Совкомфлот" на свою нынешнюю должность на семь лет раньше Клебанова - в 2004 году. До этого он в течение восьми лет занимал высокие посты в министерстве транспорта (от замминистра и первого замминистра до министра). В качестве главы Минтранса работал в шести составах Кабмина.
В ходе обещанной приватизации инвесторам будет предложено 25% минус одна акция "Совкомфлота". По мнению экспертов, несмотря на то, что пакет даже не блокирующий, интерес к нему все же будет. "Размещение блокпакета вызвало бы еще больший интерес, но государство не готово терять полный контроль в этом стратегическом активе", - объяснил Ткачук.
По его мнению, заинтересованность могут проявить российские нефтяные компании, "особенно "Роснефть" и "Лукойл", которые хотят вернуться к разработке своих проектов на шельфе Арктики". Получить комментарии относительно возможного участия в приватизации "Совкомфлота" в пресс-службах указанных компаний (равно как "Газпром нефти" и "Новатэка"), не удалось. Роман Ткачук также не исключает участия в сделке итальянского банка Intesa Sanpaolo, который "сотрудничает с российскими властями по вопросу приватизации активов". Банк, в частности, выступил в качестве кредитора в ходе недавней продаже пакета акций "Роснефти".
Начальник управления инвестиционно-банковских услуг "Новой инвестиционной группы" Анна Нагорных полагает, что "ввиду того, что к продаже предлагается миноритарный пакет акций, участие в приватизации интересно в первую очередь финансовым инвесторам, например, РФПИ (Российскому фонду прямых инвестиций. - Ред.) и партнерам фонда, прежде всего из Китая и Ближнего Востока". "Из профильных компаний интерес могут проявить иностранные инвесторы из отрасли, как, например, арабский оператор DP World", - отметила она.
За счет приватизации пакета акций "Совкомфлота" власти планируют пополнить бюджет на 24-30 млрд рублей. По словам Романа Ткачука, такая оценка вполне отражает рыночную стоимость актива и находится "на уровне мировых аналогов". Впрочем, получение денег - не единственная задача. Как подчеркнул министр Орешкин, приватизация также преследует цель роста качества корпоративного управления.
В последнем эксперты сомневаются. Как напомнил старший аналитик "Альпари", контрольный пакет останется в руках государства, "поэтому миноритарии значимо влиять на деятельность компании не смогут". Впрочем, добавил он, если в качестве акционеров придут нефтяники, возможна активизация совместной деятельности на арктическом шельфе.
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
180.000.000 Руб
Москва 3080Сегодня 28.12.2024
Продажа Акций
1.324.209.000 Руб
Москва 1971Оборудование, машины
Блоги
Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым установлен ряд базовых положений об использовании цифровых финансовых активов (ЦФА) для исполнения внешнеторгов
Закон устанавливает, что в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), информацию...