Новости
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ: 2024-04-26 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Апрель 2024 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Перехват активов "недружественного" иностранного бизнеса в РФ может пройти без торгов - проект
Попытка компаний из "недружественных" стран покинуть Россию не всегда будет приводить к обязательной продаже их бизнеса, который ведут зарегистрированные в юрисдикции РФ организации. Группа депутатов-"единороссов" внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает также возможность передачи внешней администрации прав руководителя таких организаций либо ей же в доверительное управление долей в капитале.Документ (N104796-8) размещен в электронной базе данных парламента.
Ранее планы перехвата контроля над дочерними структурами покидающих Россию иностранных компаний разрабатывало Минэкономразвития. Причиной подготовки документа стали массовые заявления иностранных компаний о приостановке деятельности в России после начала военной операции на Украине.
В середине марта была обнародована одна из версий проекта, но в Госдуму он так и не поступил, а в правительстве публично инициативу комментировать перестали. Теперь свой вариант законопроекта, который частично дословно совпадает с документом Минэкономразвития, а частично - с замечаниями к нему Федеральной налоговой службы (ФНС), подготовила группа депутатов от "Единой России", среди которых Анатолий Выборный, Михаил Старшинов, Виктор Водолацкий и Олег Матвейчев.
РОССИЙСКИЕ БЕНЕФИЦИАРЫ ЗА РАМКАМИ
Депутаты предлагают распространить действие закона на организации, которые одновременно соответствуют двум условиям. Во-первых, они, как ранее и предлагало Минэкономразвития, должны более чем на 25% принадлежать иностранным лицам из недружественных государств. Но при этом, как и настаивала ФНС, не будет приниматься во внимание псевдоиностранное участие, когда в действительности за иностранными собственниками стоят российские бенефициары. Во-вторых, "организация имеет существенное значение для обеспечения стабильности экономики и гражданского оборота, защиты прав и законных интересов граждан в РФ или в субъекте".
Проект прямо называет семь вариантов компаний с таким "существенным значением". Среди них производители социально значимых и товаров первой необходимости, в том числе с регулируемыми государством ценами; естественные монополии или организации, занимающие доминирующее положение на рынке; единственные производители определенных видов продукции или единственные поставщики продукции, не имеющей российских аналогов; градообразующие предприятия; компании, чье закрытие может привести к техногенным или экологическим катастрофами, к дестабилизации, необоснованному увеличению розничных цен на социально значимые товары и услуги. Этот перечень не является исчерпывающим: созданная при Минэкономразвития межведомственная комиссия сможет отнести к имеющим "существенное значение" и другие организации.
Введение внешнего управления допускается в нескольких случаях. Во-первых, если прежнее руководство оставило организацию без управления "в нарушение требований законодательства РФ" и покинуло Россию после 24 февраля, либо вывело активы, из-за чего дочерняя структура иностранной компании стала неспособна исполнять свои обязательства. Во-вторых, если прежнее руководство или владельцы организации после 24 февраля 2022 года публично заявили о прекращении деятельности в России "в отсутствие для этого очевидных экономических оснований", расторгли с контрагентами договоры, которые имели существенное для деятельности значение, а также известили более трети сотрудников о предстоящем сокращении, говорится в законопроекте.
Эти два случая упоминались и в законопроекте Минэкономразвития. Но депутаты предлагают вводить внешнее управление еще и в ситуации, когда компания прекратила или приостановила работу, либо существенно уменьшился объем производства и продажи продукции. Так будет трактоваться, в частности, сокращение выручки за три полных месяца не менее чем на 30% по сравнению с предшествующим периодом или таким показателем за аналогичный период предшествующего года, указано в проекте.
ШИРЕ ВАРИАТИВНОСТЬ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ
Учтено в проекте еще одно пожелание ФНС - функции внешней администрации сможет выполнять не только госкорпорация ВЭБ.РФ, но и иные организации по решению межведомственной комиссии при Минэкономразвития. Налоговая служба настаивала на таком варианте "в связи с неопределенным количеством организаций, которым будет назначена внешняя администрация", и для привлечения профессиональных управленцев в конкретных отраслях. Полномочия внешней администрации ограничены полутора годами, но могут быть продлены на аналогичный срок.
Минэкономразвития в своем варианте законопроекта допускало возможность возложения функций внешней администрации на госкорпорацию "Агентство по страхованию вкладов". В депутатском законопроекте упоминания АСВ в этой роли нет.
В проекте также нашла отражение просьба ФНС и Российского союза промышленников и предпринимателей сделать более гибкой процедуру внешнего управления. Они были недовольным проектом Минэкономразвития, поскольку он предлагал лишь единственный вариант: создание на базе активов "брошенной" организации новой структуры и продажи ее с торгов.
Законопроект депутатов предусматривает, по сути, три варианта развития событий. Во-первых, передачу внешней администрации полномочий руководителя организации. Во-вторых, - получение ею в доверительное управление акций и долей, ранее принадлежавших иностранному бизнесу. Третий вариант - создание новой компании на базе прежней и продажа ее с торгов - возможен только по ходатайству внешней администрации, которая выполняет функции руководства компании.
Согласно проекту, новой компании передаются все активы прежней, а также все обязательства за исключением долгов перед заинтересованными и аффилированными лицами. Таким образом, не учтена обеспокоенность Сбербанка, который просил правительство установить в законопроекте возможность перевода долгов компаний на новые структуры, так как иначе их возврат находится под угрозой, излагал ранее "Интерфаксу" позицию госбанка знакомый с ней источник. "Зачастую стоимость активов компании значительно ниже ее долговой нагрузки", - объяснял он проблему.
Преимущественное право покупки новой структуры будет у лица, выполняющего функции внешней администрации. К торгам не будут допускаться прежние собственники компании и их аффилированные лица, которые связаны с "недружественными" странами. Таким образом ограничение не будет распространяться на российских совладельцев "брошенных" организаций, что актуально для случаев, когда у иностранцев были российские партнеры, имевшие доли в капитале.
Для нового собственника будут установлены обязательные требования: сохранение как минимум 2/3 рабочих мест и продолжение деятельности, которую ведет организация на территории РФ, не менее одного года. Если покупатель на новую компанию не найдется, то ее выкупит государство, указано в проекте.
Рассматривать дела о введении внешней администрации, согласно законопроекту, должен Арбитражный суд Москвы по заявлению ФНС. Служба будет инициировать такие обращения на основании решения межведомственной комиссии при Минэкономразвития.
Copyright © 1989 - 2022 Интерфакс
Позвоните нам бесплатно
Новые предложения
180.000.000 Руб
Москва 3080Сегодня 26.12.2024
Продажа Акций
1.324.209.000 Руб
Москва 1971Оборудование, машины
Блоги
Федеральный закон от 11.03.2024 № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым установлен ряд базовых положений об использовании цифровых финансовых активов (ЦФА) для исполнения внешнеторгов
Закон устанавливает, что в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги), информацию...