Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

24.10.2024

Мошеннические стратегии на торгах по банкротству Как не попасть в ловушку?

подробнее

Публикации

ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов 11.11.2024 ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов

Об этом рассказал директор департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России Кирилл Пронин во время своего выступления на форуме рейтингового агентства АКРА. «Базовые условия мы с вами создали, но всегда есть куда стремиться», – отметил он.

подробнее
/pub/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Легализован механизм, лежащий в основе «прейскурантных» и «зонтичных» закупок – по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки.

Легализован механизм, лежащий в основе «прейскурантных» и «зонтичных» закупок – по итогам конкурентной закупки заказчик вправе заключить договоры с несколькими участниками такой закупки. 17.01.2018

Права Правительства РФ по установлению дополнительных правил для закупок по Закону № 223-ФЗ существенно расширились

Кирилл Кузнецов,эксперт-практик в сфере закупок,руководитель Центра эффективных закупок Tendery.ru
20 декабря Государственная Дума приняла закон о внесении существенных изменений в правила государственно-корпоративных закупок, регулируемых законом № 223-ФЗ. И хотя пакет поправок1, внесенный еще летом 2015 г., был в итоге существенно переработан, до сих пор ряд предусмотренных им решений вызывает вопросы.

Поправки вступают в силу с 1 июня 2018, за исключением отдельных, вступающих с момента официального опубликования закона. Среди таких норм немедленного действия выделяются следующие:

Итак...

1. Типовое положение о закупке

Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:
1) порядок подготовки/осуществления закупки;
2) способы закупок и условия их применения;
3) срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.
Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках
Типовое положение и изменения в него размещаются в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения.
Изменение в типовое положение – обязательно для применения всеми заказчиками, у которых положения о закупке утверждены в соответствии с типовым. При изменении типового должен указываться срок для таких изменений, не менее 15 дней с даты размещения изменений в ЕИС.

2. Региональные, муниципальные и корпоративные информационные системы в сфере закупок

В соответствии с поправками стало возможным размещение заказчиками информации через взаимодействующие с ЕИС:
корпоративные информационные системы;
созданные в соответствии с Законом № 44-ФЗ региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок.
Однако в случае выявления противоречий в информации приоритет остается за информацией, размещенной в ЕИС. Исчисление сроков осуществляется также с момента размещения информации в ЕИС.

3. Изменения в порядке обжалования

Со дня вступления в силу поправок меняется перечень случаев для обжалования. Он теперь включает в себя:

осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона № 223-ФЗ и (или) порядка подготовки/осуществления закупки в положении о закупке заказчика;
неразмещение в ЕИС положения о закупке и изменений в него, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, иной информации, подлежащей размещению по закону или нарушение сроков такого размещения;
предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
осуществление заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке без применения отдельных положений Закона № 44-ФЗ;
неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки у СМСП.
С 01.07.2018 также можно будет обжаловать нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки ТРУ требований, установленных Законом № 223-ФЗ.
Кроме того, обжалование (а так же обращение в суд) может быть инициировано в адрес заказчиков, в отношении которых проводится мониторинг соответствия либо оценка соответствия Корпорацией развития МСП и органами исполнительной власти.
Единственным светлым для заказчика пятном в подобном расширении возможностей для обжалования является то, что рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Однако в любом случае, обжаловать решения ФАС России на том основании, что рассмотрение предмета жалобы не входит в ее компетенцию, будет уже намного сложнее.

4. Дополнительные полномочия Правительства РФ

Права Правительства РФ по установлению дополнительных правил для закупок по Закону № 223-ФЗ существенно расширились и будут дополнительно включать следующие:

среди особенностей участия СМСП в закупке отдельных заказчиков оно может предусмотреть обязанность отдельных заказчиков осуществлять закупки, участниками которых могут быть только СМСП;
для закупок, которые не размещаются в ЕИС по решению Правительства РФ (перечни и группы продукции), могут быть устанавлены особенности, в том числе:
особенности их осуществления в электронной форме;
особенности электронного документооборота;
порядок работы с обеспечением заявки;
перечень операторов электронных площадок, единые требования к электронных площадкам, их функционированию и их операторам.
Разумеется, на сегодняшний день главной интригой остается перечень операторов электронной площадки.

5. Способы закупки

С 01.08.2018 все закупки по Закону № 223-ФЗ официально разделятся на конкурентные и неконкурентные.
Конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком путем размещения в ЕИС извещения и документации закупки или посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке (в случаях, предусмотренных законом);
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением специальных требований, установленных в Законе № 223-ФЗ для конкурентных закупок.

При несоблюдении этих условий закупка является неконкурентной.
В числе способов осуществления конкурентных закупок:

1) торги (кроме классических конкурса (открытый, закрытый и в электронной форме) и аукциона (открытый, закрытый и в электронной форме), к ним относятся теперь так же запрос котировок (закрытый и в электронной форме) и запрос предложений (закрытый и в электронной форме). Напомним, что излюбленными способами конкурентного выбора поставщика для заказчиков ранее были запрос предложений и запрос котировок, так как, считая их не торгами, можно было обоснованно, например, предусмотреть необязательность заключения договора с победителем и другие удобные для заказчика условия. Теперь данная «лазейка» закрывается.
2) иные способы, установленными положением о закупке (а значит там вновь можно приоткрыть «лазейку», введя вместо запроса предложений, например, «редукцион» и «тендер»).

Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

6. Описание предмета закупки (техническое задание). Товарные знаки
При конкурентной закупке заказчик в описании предмета закупки указывает при необходимости:

функциональные характеристики (потребительские свойства);
технические и качественные характеристики;
эксплуатационные характеристики.
При этом в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении

товарных знаков;
знаков обслуживания;
фирменных наименований;
патентов, полезных моделей, промышленных образцов;
наименование страны происхождения товара,
а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Исключение составляют случаи, если «не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки». Эти формулировки были явно позаимствованы из действующих правил контрактной системы (хотя интересным нюансом стало то, что последние правки в закон №44-ФЗ данную формулировку исключают). Например, таким случаем может быть изготовление уникального оборудования.

В случае обоснованного использования товарного знака необходимо указывать слова «(или эквивалент)». Исключения составляют:

несовместимость товаров с другими товарными знаками и необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком;
закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (отметим, что именно технической документацией, а не условиями гарантии);
закупки товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
закупки с указанием конкретных товарных знаков и т.п., если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров заказчиков, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами (но не с физическими лицами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями).
7. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме среди СМСП

Данную категорию нововведений по праву можно назвать основной, радикально меняющей правила работы заказчиков, которые обязаны проводить закупки среди СМСП (напомним, что эта обязанность существует далеко не у всех заказчиков).

1. Закупки проводятся на площадках, отобранных в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ и дополненными Правительством РФ (в настоящее время по Закону № 44-ФЗ определено 6 площадок). Сам перечень соответствующих площадок утверждается Правительством РФ. Таким образом, ошибочным является бытующее мнение о том, что закупки среди СМСП будут проходить только на площадках «госзакупочной шестерки». Вполне вероятно, что итоговый перечень заметно расширится.
2. При подобных закупках заказчик может использовать закрытый перечень способов закупки, устанавливаются и сроки размещения извещения до даты окончания срока подачи заявок:

конкурс в электронной форме (не менее 7 дней, если НМЦД не превышает 30 млн. руб., 15 дней – если превышает);
аукцион в электронной форме (7 и 15 дней соответственно);
запрос предложений в электронной форме (5 рабочих дней, НМЦД не может превышать 15 млн. руб.);
запрос котировок в электронной форме (4 рабочих дня, НМЦД не может превышать 7 млн. руб.).
3. Определены возможные этапы конкурса в электронной форме:

1) проведение заказчиком обсуждения с участниками закупки условий исполнения договора в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ или обсуждение заказчиком предложений, содержащихся в заявках участников, в целях уточнения требуемых характеристик (потребительских свойств) закупаемых ТРУ9;
2) рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе, содержащих окончательные предложения;
3) проведение квалификационного отбора;
4) сопоставление дополнительных ценовых предложений о снижении цены договора, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, услуг (в этом случае участники информируются о наименьшем ценовом предложении).
При этом соблюдается определенная в законе последовательность этапов, определяются в документации сроки каждого этапа, по результатам каждого этапа – составляется отдельный протокол, итоги оформляются итоговым протоколом. При уточнении документации – подача окончательных предложений.

4. Аукцион в электронной форме может включать в себя этап проведения квалификационного отбора (с установлением в извещении сроков проведения). «Шаг» аукциона – от 0,5% до 5% НМЦД, снижение только в пределах «шага», нельзя подавать предложение о цене, равное уже сделанному участником, или большее.
5. При запросе котировок в электронной форме в заявке, в том числе, должно быть предложение по цене договора и согласие на его выполнение.
6. При запросе предложений в электронной форме допускается проведение квалификационного отбора.
7. Обеспечение заявок на участие – путем внесения денежных средств на специальный счет в банке из перечня, определенного Правительством РФ, или предоставления банковской гарантии, по выбору участника закупки.
8. Аккредитация участника закупки на электронной площадке – в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ.
9. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Заявка на участие в электронных конкурсе, аукционе, запросе предложений состоит из 2 частей:

описание продукции (без раскрытия сведений об участнике закупки, за раскрытие – отклонение заявки10);
сведения об участнике (включая соответствие единым квалификационным требованиям), окончательном предложении и других условиях исполнения договора.
10. Договор по результатам конкурентной закупки с участием СМСП заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью. Предусматривается возможность составления протокола разногласий и обязанность заказчика указывать причины отказа, учесть замечания.
Отметим в заключение, что в соответствии с рассмотренным законом всем заказчикам необходимо откорректировать положения о закупке не позднее 1 января 2019 года. В ночь на 1 января 2019 года «карета превратится в тыкву»: несоответствующие изменениям в законе положения о закупке считаются неразмещенными. А значит, заказчик до размещения нового положения должен будет работать по основным положениям Закона № 44-ФЗ.

1 http://sozd.parlament.gov.ru/bill/821534-6
2 Ранее предполагалось, что будут распространяться все требования указанного закона, теперь – только перечисленные
3 ТРУ – товары, работы, услуги
4 СМСП – субъекты малого и среднего предпринимательства
5 Ранее были неоднократные случаи отказов контролирующих органов в принятии жалобы от «не участника» закупки – подателя, не соответствующего требованиям положения о закупки, например, не выразившего ранее заинтересованности в участии путем подачи заявки или запроса разъяснений
6 НМЦД – начальная (максимальная) цена договора
7 В остальных случаях конкурентных закупок, как и прежде, требуется извещение + документация + проект договора
8 Соответственно, для неконкурентной закупки ее может и не быть
9 В законе данный пункт технически представлен двумя этапами, но они не проводятся совместно
10 До последних изменений в законе №44-ФЗ формулировки были мягче – там не предполагались санкции за раскрытие подобной информации и в первой части заявки. Хотя очевидно, что ничто не мешает заинтересованному участнику закупки и сейчас неофициально информировать о своем участии заказчика (от прямого сообщения до характерных информационных пометок в заявке (нюансы форматирования и др.)


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 21.11.2024

Оборудование, машины

Рынок криптовалют

11.10.2024 MiCA (Markets In Crypto-Assets) : Важные изменения для криптокомпаний в ЕС.

MiCA (Markets in Crypto-Assets) — это законодательный акт Европейского Союза, направленный на регулирование рынка криптоактивов.  Предполагается, что законопроект повысит инвестиционную привлекательность ЕС и доверие к индустрии за счет единой лицензии и строгого контроля.

подробнее