Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

24.10.2024

Мошеннические стратегии на торгах по банкротству Как не попасть в ловушку?

подробнее

Публикации

ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов 18.11.2024 ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов

Об этом рассказал директор департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России Кирилл Пронин во время своего выступления на форуме рейтингового агентства АКРА. «Базовые условия мы с вами создали, но всегда есть куда стремиться», – отметил он.

подробнее
/pub/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Наличие такой лицензии у поставщика (исполнителя) уже дает заказчику некую гарантию того, что его заказ будет выполнен согласно договорных условий

Наличие такой лицензии у поставщика (исполнителя) уже дает заказчику некую гарантию того, что его заказ будет выполнен согласно договорных условий 21.08.2018

Заказчик требует лицензию в сфере Гособоронзаказа.. А нужна ли она Вам?

Бирюков  Сергей Николаевич  Генеральный директор ООО «Оборонконсалтинг», эксперт-практик в сфере правового сопровождения государственного оборонного заказа, консультант по заказам и поставкам ведущих предприятий военно-промышленного комплекса.Телефон: +7 (495) 134-2150, Email: gd@oboronconsulting.ru

Необходимость лицензирования в сфере Гособоронзаказа (ГОЗ) при исполнении заданий ГОЗ является очень актуальной проблемой для многих предприятий, особенно для тех, кто участвует (или намеревается участвовать) в исполнении ГОЗ в кооперации различного уровня, а также для тех, кто исполняет (или собирается исполнять) договора с головными исполнителями.

Заказчики всех уровней заинтересованы в том, чтобы отсекать от исполнения заданий ГОЗ различные «фирмы - однодневки», недобросовестных поставщиков, предприятия, которые объективно не могут выполнять те или иные работы (оказывать те или иные услуги) с должным качеством и в установленные сроки, и поэтому зачастую все чаще и чаще указывают в своей тендерной документации, условиях госконтрактов и договоров такое требование, как наличие у всех соисполнителей (контрагентов, поставщиков) лицензии в сфере Гособоронзаказа.

Наличие такой лицензии у поставщика (исполнителя) уже дает заказчику некую гарантию того, что его заказ будет выполнен согласно договорных условий, поэтому понять его такие требования можно и требования эти вполне законны, хотя они существенным образом ограничивают конкуренцию и зачастую создают проблемы самому заказчику.

Но на самом ли деле всем предприятиям, которые участвуют в кооперации по исполнению того или иного госконтракта по ГОЗ необходимо иметь лицензию в сфере Гособоронзаказа, даже если этого требует заказчик? Существует ли для всех них необходимость лицензирования, если такой лицензии нет? Вопрос очень и очень сложный и далеко не всегда однозначный. К примеру, головной исполнитель исполняет госконтракт по постройке военного корабля и заказывающим органом госзаказчика головному исполнителю поставлено условие по привлечению всех соисполнителей (поставщиков, контрагентов) до последнего уровня кооперации в рамках этого госконтракта только при наличии у них лицензий в сфере Гособоронзаказа. Но если некая фирма намеревается производить и поставлять в рамках этого госконтракта, к примеру, мебель, или судовые трубы, то относится ли ее продукция к вооружению и военной технике и подлежит ли вследствие этого данная фирма лицензированию в сфере Гособоронзаказа? То есть насколько обоснованы по отношению к ней требования заказчика о наличии такой лицензии и насколько актуальна необходимость лицензирования?

Согласно пункта 3 «Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники» (далее- Положение), введенного в действие Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2012 г. №581 к терминам «вооружение и военная техника» относят следующие понятия:

"вооружение" - средства, включая составные части, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, а также средства, непосредственно обеспечивающие их применение (наведение, пуск, управление и обслуживание);
"военная техника" - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники.
При этом гражданская (общепромышленная) продукция, к числу которой также относятся детали, агрегаты, оборудование, запасные части и комплектующие изделия, которые изготавливаются для применения в продукции военного и гражданского назначения по единым требованиям и единым технологиям не относятся к вооружению и военной технике.

Исходя из этого, постараемся ответить на первый вопрос для нашего примера, то есть, относится ли мебель и судовые трубы, поставляемые в рамках этого заказа на военный корабль, к вооружению и военной технике? Если у заказчика нет каких-либо особых требований к такой мебели и таким трубам, если такая продукция не изготавливается по особым техническим условиям (или техническому заданию) заказчика специально для военного заказа, то ответ на такой вопрос для любого специалиста в этой сфере однозначен – нет, не относится!

Постараемся ответить и на второй вопрос, нужна ли такой фирме, поставляющей на военный корабль мебель и судовые трубы, лицензия в сфере Гособоронзаказа на этот вид деятельности в рамках данного госконтракта, и есть ли необходимость лицензирования? Ответ для специалиста также достаточно очевиден - нет, поскольку если поставляемая продукция не относится к ВВТ, то и лицензировать нечего!

Но ведь требование заказчика о наличии лицензии остается, и, как правило, он слабо прислушивается к доводам (даже вполне разумным), которые ему пытается привести потенциальный соисполнитель (поставщик, контрагент). И что остается делать такому потенциальному исполнителю госзаказа? Подавать документы в лицензирующий орган на получение лицензии в области ВВТ?

Но сможет ли такая фирма получить лицензию на производство ВВТ, имея в виду судовую мебель или судовые трубы, поставляемые в рамках данного госконтракта? Поскольку мебель и судовые трубы, как мы уже отметили выше, относятся к гражданской (общепромышленной) продукции, изготавливается для военных и гражданских заказчиков по единым требованиям и технологиям, лицензии в области вооружения и военной техники для таких поставок (работ, услуг) не требуется. Поэтому ответ здесь также достаточно очевиден – такой фирме получить лицензию в области ВВТ, скорее всего, не реально, поскольку лицензирующий орган не сможет отнести данную продукции к вооружению и военной технике!

Но как все это доказать заказчику и главное, как решить эту проблему? Сделать это достаточно сложно, ведь на страже требования госзаказчика о наличии лицензии стоит и заказывающее управление, и военное представительство Минобороны России, контролирующее выполнение данного заказа, и головной исполнитель. А тем временем и у головного исполнителя появляются проблемы: есть надежная фирма поставщик, готовая поставить продукцию на корабль, но данная фирма не имеет лицензии в сфере Гособоронзаказа и не сможет ее объективно получить в лицензирующем органе. Но кто же тогда будет поставлять мебель и трубы на корабль? Вопрос остается без ответа, а контракт – под угрозой срыва.

Тем не менее, выход из этой ситуации есть, и компания "Оборонконсалтинг" всегда готова прийти на помощь предприятиям, которые в ней оказались или могут оказаться. При этом мы решаем три проблемы:

относим продукцию, которую поставляет или собирается поставлять предприятие в рамках того или иного контракта (договора) к тому или иному классу Единого кодификатора предметов снабжения (ЕКПС);
в официальном порядке решаем вопрос об отнесении той или иной продукции по выбранным классам ЕКПС к вооружению и военной технике;
если эта продукция не относится к вооружению и военной технике и об этом имеется официальное заключение уполномоченного органа, мы решаем вопрос о получении со стороны Минпромторга России заключения о том, что предприятие по данной продукции и по данным классам ЕКПС не нуждается в лицензировании в сфере Гособоронзаказа, необходимость лицензирования отсутствует.
Логика при этом очень просто проста, если Ваша продукция не может быть отнесена к вооружению и военной технике, нет необходимости и лицензироваться в сфере Гособоронзаказа, поскольку нет самого предмета лицензирования!

Наличие таких официальных заключений заменит Вам наличие самих лицензий в сфере Гособоронзаказа, и с ними Вы будете правомочны поставлять продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) в рамках того или иного госконтракта (договора) по Гособоронзаказу. При этом крайне желательно также иметь сертификат соответствия СМК предприятия требованиям ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ РВ 0015-002-2012, в получение которого мы также с готовностью поможем. Такой комплект документов, как правило, удовлетворяет самых требовательных и привередливых заказчиков и поможет Вам решить такую проблему, как необходимость лицензирования.

Необходимость лицензирования, отнесение продукции к вооружению и военной технике это достаточно сложные задачи, решение которых под силу только профессиональным специалистам! У нас накоплен большой опыт решения таких вопросов. С нашей помощью многие предприятия решили проблемы отнесения своей продукции к ВВТ и необходимости лицензирования, и в настоящее время успешно продолжают участвовать в исполнении заданий государственного оборонного заказа.


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 24.11.2024

Оборудование, машины

Рынок криптовалют

22.11.2024 Штат Техас приступил к разработке предложения о создании стратегического резерва цифрового золота.

Один из законодателей штата Техас приступил к разработке предложения о создании стратегического резерва цифрового золота. Об этом сообщил CEO Satoshi Action Fund (SAF) Деннис Портер.

подробнее