Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Статьи

16.12.2024

Мошеннические стратегии на торгах по банкротству Как не попасть в ловушку?

подробнее

Публикации

ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов 13.12.2024 ЦБ назвал направления для развития рынка цифровых финансовых активов

Об этом рассказал директор департамента инфраструктуры финансового рынка Банка России Кирилл Пронин во время своего выступления на форуме рейтингового агентства АКРА. «Базовые условия мы с вами создали, но всегда есть куда стремиться», – отметил он.

подробнее
/pub/
Аккредитация на электронных торговых площадках, услуги агента. WhatsApp: +7 968 771-34-72

Для наиболее эффективной реализации всех механизмов и инструментов оптимизации процесса закупочной деятельности, определенных стратегией, предусмотрено и развитие ЕИС СЗ.

Для наиболее эффективной реализации всех механизмов и инструментов оптимизации процесса закупочной деятельности, определенных стратегией, предусмотрено и развитие ЕИС СЗ. 08.04.2017

Эффективная система закупок возможна только в конкурентном пространстве - главный аудитор Банка России

Главный аудитор Банка России Валерий Горегляд.

Банк России- довольно крупный заказчик с закупочным бюджетом порядка двух десятков миллиардов рублей в год. При этом ЦБ имеет особый правовой статус и не руководствуется в своей деятельности многими федеральными законами, обязательными для госорганов или для компаний с госучастием. Как в этой ситуации строится политика мегарегулятора в сфере закупок, в интервью "Интерфаксу" рассказал главный аудитор Банка России Валерий Горегляд.

- Банк России у большинства экспертов в области закупок никак и ни с чем не ассоциируется. Более того, в большинстве своем они затрудняются определить, проводит ЦБ свои закупки в соответствии с законом "О контрактной системе" (44-ФЗ) или с законом о закупках госкомпаний (223-ФЗ). Как сегодня ЦБ проводит закупки?

- У Банка России особый правовой статус - мы не подпадаем под действие ни 44-ФЗ, ни 223-ФЗ. Регулирование закупок осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом 135-ФЗ "О защите конкуренции" и внутренним положением о порядке закупок.

В то же время мы включили в свою новую нормативную базу основные идеи федеральной контрактной системы - открытость и конкурентность. Наша цель - создание эффективной системы, а ее можно организовать только в конкурентном рыночном пространстве. При этом у нас была уникальная возможность создавать нормативную базу, формировать необходимую инфраструктуру, исходя из своих специфических потребностей и возможностей. Все лучшее, что было в 223-ФЗ и 44-ФЗ, мы использовали при создании нашей системы закупок.

В 2016 году произошли существенные изменения в системе закупок Банка России. Мы открылись для рынка, создали единый годовой план закупок, который опубликовали на сайте Банка России. Теперь потенциальные поставщики могут, ознакомившись с ним и определив собственные интересы, предложить свои услуги.

Кроме того, в прошлом году мы разработали и ввели в постоянную эксплуатацию Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок. Это ключевой элемент инфраструктуры, который позволил создать единое информационное пространство для всех участников закупочной деятельности во всех структурных подразделениях Банка России - от Калининграда до Владивостока. Теперь автоматизация распространена на все закупочные процессы - от формирования потребности в товарах, работах, услугах до исполнения обязательств в рамках заключенных договоров, обеспечена интеграция закупочной деятельности со смежными процессами финансового планирования, проектного управления и бухгалтерского учета.

Еще одним результатом этих работ стала бесшовная интеграция внутренней системы Банка России (ЕИС) с электронной торговой площадкой (ЭТП) "Сбербанк-АСТ". Это позволяет информировать рынок о проводимых Банком России процедурах закупок в онлайн-режиме и осуществлять их в электронном виде. В дальнейшем мы планируем сотрудничать и с другими площадками, чтобы можно было информировать большее количество действующих и потенциальных поставщиков Банка России. С этой же целью в этом году мы впервые будем участвовать в форуме "Госзаказ. За честные закупки". Такое участие - хороший способ показать Банк России как надежного партнера и привлечь новых поставщиков. Мы надеемся, что данный подход будет выгоден и Банку России, который сможет повысить эффективность своих закупок за счет расширения круга поставщиков, и рынку, который сможет предложить нам свои товары, работы, услуги.

- Новая система закупок в ЦБ действует уже год. Каковы первые итоги?

Новая нормативная база дала нам возможность проводить конкурентные закупочные процедуры - у нас резко выросло число различных открытых процедур, многие из которых проводятся в электронной форме. В прошлом году уже около 57% процедур выбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) были открытыми. В стоимостном выражении это составляет около 46%. Банк России провел более 2 тыс. закупок на общую сумму 18,5 млрд рублей.

Проведенная работа и реализация мероприятий, направленных на повышение конкуренции, позволили достичь экономии более чем на 1 млрд рублей. Снижение начальной максимальной цены договора при этом составляло в среднем 8%, что выше среднего показателя прошлого года - 3%. Этому способствовал не только рост числа участников закупок (в целом до 3,5 заявки на одну закупку и до 10 заявок на одну конкурентную закупку), но и изменение подходов к организации, разделение полномочий "заказчиков" и "закупщиков".

В рамках реформы были созданы закупочные подразделения в составе главных управлений Банка России по федеральным округам. Сейчас проводится централизация и передача функций организации закупок в закупочные подразделения из региональных подразделений (отделений, подразделений социально-бытового назначения и других подразделений), что ведет к оптимизации количества людей, занятых в процессах закупок.

Помимо этого, мы получили эффект масштаба экономии за счет консолидации объемов закупок. Кроме того, централизация закупок имеет и еще одну важную цель, а именно соблюдение единого уровня цен для разных регионов, оптимизации, типизации требований и получение наиболее выгодных условий закупок.

Традиционно в Банке России было много закрытых процедур, закупок у единственного поставщика, а также открытых процедур с ограниченным участием. На это есть определенные причины. Это и закупки у субъектов естественных монополий, и закупки в таких узких, специфичных сферах, как, например, налично-денежное обращение или безопасность, где есть монополия отдельных предприятий. Доля таких закупок в 2016 году составила 17% от общего числа закупок.

На 2017 год мы взяли в качестве ориентира такие показатели: увеличить количество процедур выбора поставщика в электронной форме до 50% закупок, долю конкурентных процедур - до 67%. Внедрение различных механизмов управления требованиями и подходов к проведению закупок должно позволить стабильно держать показатель среднего снижения начальной максимальной цены договора на уровне около 10%.

- Госорганы и госкомпании должны совершать закупки с учетом политики импортозамещения. Банк России как-то учитывает эту политику в своей деятельности?

- Банк России в своей закупочной деятельности также исходит из принципов импортозамещения. У нас создана и работает комиссия по импортозамещению, которая проводит анализ различной продукции и технологий российского производства на предмет их применения при создании и развитии инфраструктуры Банка России, в том числе в области информационных технологий. Ряд технических решений сейчас проходит апробацию в наших структурных подразделениях. После подтверждения полного соответствия этих решений требованиям Банка России, в том числе в области информационной безопасности, они будут включены в планы закупок.

Там, где это возможно, мы стараемся сформировать конкурсные условия таким образом, чтобы дать преференции российской продукции или привлекать российские компании в качестве партнеров на различные проекты.

А в закупках систем жизнеобеспечения объектов банка и систем обеспечения безопасности технологических процессов доля российской продукции уже доходит до 100%.

Еще один пример - закупка услуг для проведения ежегодного аудита Банка России, при которой предусмотрены преференции поставщикам, выступающим в консорциуме с российскими партнерами. Очевидно, что выдержать конкуренцию, в том числе с крупными международными компаниями, непросто. Но мы считаем, что необходимо поддерживать отечественный рынок аудиторских услуг.

- Что Банк России считает "лучшим" в 223-ФЗ и 44-ФЗ?

- Большинство практик, заложенных в 223-ФЗ и 44-ФЗ, нашли свое отражение как при подготовке нормативных документов, так и при создании ЕИС СЗ, а также при организации закупочных подразделений. В первую очередь мы использовали из этих законов перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Если по старой нормативной базе у нас было только три способа закупок, то к настоящему времени этот перечень увеличили до 10, включая и открытые, и закрытые способы. Это существенно расширило наши возможности.

Второе - принцип начальной максимальной цены (НМЦ). В 44-ФЗ этот элемент достаточно хорошо прописан. Мы успешно включили в свою нормативную базу эти и ряд других положений, связанных со взаимоотношениями с внешним контуром: аккредитацией, квалификацией поставщиков и так далее.

Другим важным новшеством стало разделений функций "заказчика" и "закупщика", направленное на снижение злоупотреблений и коррупционных проявлений при осуществлении закупок, а также перевод "закупщиков" на профессиональные рельсы за счет типизации и унификации их функций и утверждение профессиональных стандартов "Специалист в сфере закупок" и "Эксперт в сфере закупок".

- Насколько далеко ЦБ готов зайти в плане централизации закупок?

- Мы не торопимся с внедрением жесткой и окончательной модели централизации закупок, чтобы не оказаться заложником ошибочных решений. Опыт крупных организаций, в том числе из финансовой отрасли, имеющих территориально-распределенную структуру, показывает целесообразность объединения функций по организации и осуществлению закупок в единых центрах компетенций. Такой подход дает эффект экономии масштаба за счет объединения потребностей разных подразделений, позволяет оптимизировать численность вовлеченных в закупки сотрудников. Однако полная централизация закупок не является самым эффективным решением. Поэтому большинство организаций выбирают "гибридную" схему, когда основные и наиболее критические категории товаров, работ, услуг закупаются централизованно, а территориальными подразделениями осуществляется закупка продукции для удовлетворения текущих потребностей.

Банк России движется по пути централизации закупок по ряду категорий товаров, работ, услуг. На первом этапе, в 2017 году, планируем провести централизацию закупочных функций на уровне федеральных округов. Но решение об уровне централизации в центральном аппарате будет принято с учетом результатов анализа различных категорий товаров, работ и услуг, их потребления Банком России и ряда других факторов.

Очевидно, что централизация у нас будет достаточно высокой, но я не думаю, что в итоге в Банке России будет полностью централизованная модель закупок. Все, что можно централизовать без ущерба для эффективности, мы централизуем, но останется и достаточно много локальных закупок. Помимо этого, есть большой объем мелких закупок. И здесь лучший вариант - дать возможность на местах оперативно решать эти вопросы.

Многие организации в качестве одного из показателей эффективности закупочной деятельности используют показатель объема денежных средств, контролируемых закупочным подразделением. Обычно он варьируется от 65 до 85% от общего объема бюджета на закупки в зависимости от специфики организации. Думаю, что аналогичные ориентиры вполне могут быть использованы и в Банке России для реализации эффективной схемы централизации закупок.

- Многие заказчики отмечают сложность работы с локальными поставщиками при проведении закупочных процедур в электронной форме. Не говоря уже про мелкие закупки. Сталкивается ли с этой проблемой Банк России?

- Такая проблема существует - неумение мелких локальных поставщиков работать через электронную площадку. Но это не страшно, и мы вполне можем проводить закупочные процедуры в традиционной бумажной форме. Эта проблема - временная. Электронные процедуры намного проще бумажных, и мелкие поставщики, будучи заинтересованными, быстро осваивают навыки работы на электронных площадках.

Кстати, эта проблема касается не только поставщиков, но и заказчиков. Мы ведь тоже с этим столкнулись. В 2015 году у нас не было профессионального менеджмента по управлению закупками. И перед нами стоял вопрос о подготовке так называемых офицеров по закупкам.

Это важный вопрос. Можно написать нормативные документы, создать необходимую инфраструктуру, но успеха это не гарантирует. Весь 2015 год мы обучали сотрудников Банка России работе в сфере закупок. В 2016 году более 370 человек из прошедших обучение были сертифицированы.

Казалось бы, после такой подготовки никаких проблем быть не должно. Тем не менее, поначалу и у нас сразу после запуска системы процент ошибок был довольно высоким. Требовалось набить руку, получить первый опыт - электронный документооборот кажется очень простым и удобным. Но только после того как привыкнешь к нему, освоишься с особенностями его ведения.

Банк России планирует постепенно перейти к осуществлению всех закупок в электронном виде. Для снижения барьеров доступа различных поставщиков к участию в наших закупках предусматривается ряд мероприятий, направленных на разъяснение требований и подготовку различных инструкций для потенциальных участников закупок. Также предусмотрена разработка дополнительных сервисов для организации взаимодействия с новыми участниками, прорабатывается вопрос создания электронного магазина для осуществления мелких закупок.

- Есть ли у Банка России дальнейшие планы по развитию своей ЕИС?

Всего за год мы построили на базе типового программного продукта систему, полностью удовлетворяющую внутренним нормативам и требованиям системы закупок Банка России. Но то, что было сделано в прошлом году, - это только начальный этап, поскольку мы прекрасно понимаем, что такие сложные системы формируются годами.

Мы контактируем с российскими и зарубежными экспертами для обмена опытом и изучения лучших практик. И видим, что за год сделали то, что другие проходили за несколько лет. Теперь уже многие партнеры, прежде всего из национальных банков, приезжают к нам перенимать опыт.

Наша система обеспечивает бесшовную интеграцию с ЭТП Сбербанка, все этапы жизненного цикла закупки выполняются в ЕИС СЗ. Однако есть еще ряд операций закупочного процесса, которые можно было бы оптимизировать, в том числе за счет автоматизации.

Впереди еще много работы. В прошлом году была принята Стратегия развития закупочной деятельности Банка России до 2020 года. В ней определены основные цели, задачи и приоритеты, способы достижения заявленных целей, риски, которые могут возникнуть в ходе реализации этой стратегии, ключевые показатели эффективности и достаточно подробная дорожная карта.

Для наиболее эффективной реализации всех механизмов и инструментов оптимизации процесса закупочной деятельности, определенных стратегией, предусмотрено и развитие ЕИС СЗ. Речь идет о максимально возможном распространении электронного документооборота, о создании портала контрагентов с предоставлением сервиса "личных кабинетов", о развитии механизма аккредитации.

Мы планируем повысить уровень принятия решений за счет использования механизма анализа результатов закупочной деятельности, создания гибкой системы формирования отчетности, построения библиотеки знаний, развития механизмов контроля и сопровождения экспертной деятельности.

Также в ЕИС СЗ планируем реализовать категорийное управление закупками. В том числе как отдельный элемент создать категорийный справочник товаров, работ, услуг.

Помимо этого, в планы развития ЕИС СЗ входит ее интеграция с системой финансового и сметного планирования, ведения стратегических планов развития. Это большая работа, которую нам предстоит пройти в ближайший год.

- Вы упомянули про чужой опыт, "лучшие практики". Кто стал для ЦБ "донором" по опыту?

- Основным источником "лучших практик" стала, что естественно, система закупок, созданная в России. Мы изучаем опыт крупных коммерческих и государственных компаний, имеющих развитую систему закупок. Данный подход позволил взять все лучшее из различных схем организации закупок и избежать тех проблем, с которыми столкнулись наши коллеги.

Мы участвуем в различных конференциях и семинарах по закупкам, обмениваемся опытом с коллегами из других центральных банков (например, BundesBank), привлекаем лучших консультантов.

В настоящий момент наша система закупок быстро развивается, переходит в цифровой формат, и я думаю, что через некоторое время мы сможем сами передавать "лучшие практики" другим организациям.

- Требуется ли Банку России интеграция с федеральной ЕИС, имеется ли необходимость в этом?

- Интеграция с Единой информационной системой в сфере закупок является одной из задач в рамках развития нашей собственной ЕИС. Мы понимаем, что в этой системе хранится и обрабатывается информация о многих миллионах закупок, осуществленных в стране, и о сотнях тысяч поставщиков. Такая информация может существенно помочь нам, в частности при формировании начальной максимальной цены договора, при оценке уровня квалификации и финансовой стабильности поставщиков, при оценке добросовестности поставщиков, привлекаемых к работам в Банке России. И мы, безусловно, наблюдаем, как развивается федеральная ЕИС, и берем все лучшее для использования.

Источник: http://www.finmarket.ru/interview/?id=4498241


Возврат к списку

Позвоните нам бесплатно
Сегодня 30.12.2024

Оборудование, машины

Рынок криптовалют

14.12.2024 Почему стоит выбрать банковскую лицензию Вануату?

Республика Вануату не облагает налогом офшорную прибыль и взимает только минимальный гербовый сбор за внутренние переводы акций. Будучи убежищем для защиты активов, остров предлагает значительные препятствия для привлечения к ответственности, включая ограничение на  иностранные судебные решения.

подробнее